Айкидо Ёсинкан (AYF) в Москве

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Айкидо Ёсинкан (AYF) в Москве » История » История катаны


История катаны

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://s3.uploads.ru/UJGEX.jpg
Катана – это японский термин для палаша, и часто им называют меч учигатана (uchigatana) после Периода Муромати, который является одним из типов японских мечей, так же широко известный как «самурайский меч», и в общем случае определяемый как японский меч стандартного размера, умеренно изогнутый (в противоположность более старому японскому мечу «тати» (tachi), имеющего больший изгиб) с клинком длиной более 60 см.

Катана имеет характерный внешний вид: изогнутый, тонкий, однолезвийный клинок, круглая или квадратная гарда, и длинная рукоять, приспособленная для двуручного хвата. Катана исторически связана с самураями в феодальной Японии, и известна своей остротой и режущими способностями.

Происхождение термина «катана»

Строго говоря, термин «катана» в японском языке применим к любому типу однолезвийного меча, причем любого происхождения, а не только японского.

Термин «катана» первоначально использовался как общий термин для однолезвийных мечей, имеющих искривление клинка. В то время как «sugata» (форма) могла быть различной, включая двулезвийную, термин сейчас используется неправильно, описывая «nihonto» (японский меч) длиной 2 «shaku» (606 мм) и длиннее, также известный как «dai» или «daito».

Эта особенность отличает катану от прямого меча «chokuto», который попал в Японию из Китая через Корею. Chokuto предположительно был первым мечом формы катаны, которая была смоделирована по подобию импортированных из Кореи мечей. Это появление первого nihonto (японского меча) произошло в начальный период японского феодализма и появления класса даймё в конце 9 века.

Произносимый как «kah-ta-han» (японское), символ кандзи изначально обозначал меч дао, или саблю либо меч в Китае, после чего слово было заимствовано португальским языком. В португальском языке значение слова «катана» было «большой нож». Поскольку в японском языке нет отдельных множественных и единственных форм, оба термина «катана» и «катаны» являются корректными.

Другой термин, дайкатана (daikatana) является псевдояпонским словом, обозначающим «большой меч», полученным в результате неправильного прочтения слова из кандзи (японское «daito»), произошедшего от китайского dadao (одной из вариаций меча дао). Ошибка прочтения возникла вследствие того, что кандзи может быть прочитан разными способами в зависимости от их комбинации или нескольких слов во фразе. Этот термин использовался в некоторых художественных произведениях для описания большой катаны; видеоигра Daikatana использует этот псевдо-термин в своем названии. Правильное название такого типа оружия это тати (tachi) отати (otachi) и нодати (nodachi).

Meitou - это редкий класс катан. Термин «Meitou» означает «знаменитый меч» или «именной меч». Это были очень ценные мечи, передававшиеся через поколения, выигранные в сражении, или подаренные в знак уважения. Meitou превосходит обычную катану почти по всем параметрам: режущая способность, износостойкость, и т.д. Meitou были очень дорогими вследствие их качества; эти катаны были ручной работы известного кузнеца, и получали свое имя в сражениях и в течении их долгого существования, и иногда даже через роялти.

История катаны

Катана появилась как альтернатива тати с более прямым клинком. Ее корни уходят по крайней мере к Периоду Камакуры – в различных национальных хранилищах Японии есть клинки, датированные той эпохой.

Рост популярности катан, как считается, был связан с изменениями характера рукопашного боя. Быстрое извлечение меча хорошо подходило для тех сражений, где победа зависела от быстрой реакции. Катана хорошо подходила для этих целей, будучи носимой за поясоподобным кушаком («obi») лезвием клинка вверх. В идеале, самурай мог выхватить меч и поразить противника одним связным движением. Ранее, искривленный тати носился лезвием вниз и был подвешенным на ремне.

Длина клинка катаны значительно изменялась на протяжении всей ее истории. В конце 14 и в начале 15 века длина клинка катаны варьировалась от 70 до 73 см. В течение начала 16 века средняя длина клинка была около 60 см. В конце 16 века средняя длина клинка была уже около 73 см.

Катана часто использовалась в паре с подобным ей меньшим вспомогательным мечом, известным как вакидзаси, или shoto (по существу короткий меч). Так же она могла носиться с танто (кинжал самурая), еще более маленьким мечом с формой, напоминающей нож. Катана и вакидзаси вместе назывались дайсё и демонстрировали социальный статус и персональную честь самурая.

Ковка и конструкция катаны

Подлинный японский меч сделан из специализированной японской стали, называемой Tamahagane, состоящей из комбинации твердой высокоуглеродистой стали и вязкой низкоуглеродистой стали. У каждого из этих видов стали есть свои преимущества и недостатки. Высокоуглеродистая сталь более твердая и лучше держит заточку, чем низкоуглеродистая сталь, но одновременно с этим является более хрупкой и может сломаться в бою. Наличие малого количества углерода позволяет стали быть более ковкой, давая стали способность поглощать энергию удара не ломаясь, но затупляясь в процессе использования. Производители катан используют сильные стороны обеих типов стали. Это достигается многими способами, наиболее распространенным является изготовление U – образной части из высокоуглеродистой стали (внешнее лезвие), и помещением ядра из низкоуглеродистой стали внутрь U – образной выемки, и затем нагревом и проковкой всей конструкции в единую часть. Некоторые оружейники используют четыре различных элемента (ядро, лезвие, и две боковые части), некоторые даже используют пять частей.

http://s3.uploads.ru/mU7Nb.jpg
Такая собранная заготовка нагревается и куется в течение нескольких дней, затем заготовка складывается пополам и снова проковывается для удаления из нее примесей. В основном заготовка для клинка катаны складывается не более чем 16 раз, после чего она выковывается в форме клинка. На данном этапе заготовка лишь слегка изогнута, либо не изогнута вовсе. Легкий изгиб катана получает в процессе закалки клинка; кузнец покрывает клинок несколькими слоями влажного глиняного раствора, рецептура которого является своей у каждого производителя катаны, но в основном состоит из глины, воды, иногда пепла, размолотых в порошок камней, и иногда ржавчины. Лезвие меча покрывается более тонким слоем, чем стороны и спина клинка, затем подготовленный таким образом клинок нагревают, после чего помещают в воду (некоторые производители использовали масло). Глиняный раствор обеспечивал теплоизоляцию, таким образом лишь лезвие клинка подвергалось закалке, тем самым выгибая клинок из-за уменьшения напряженности кристаллической решетки на спине клинка. Этот процесс также создает на клинке особую неровную линию, называемую линией хамона, которая становится видимой только после полировки клинка; каждый хамон уникален и является своеобразной подписью кузнеца клинка.

Закалка включает в себя изменения в микроструктуре кристаллической решетки металла посредством охлаждения металла от температуры около 800С (ярко-красный цвет), в (идеале не выше чем желтый цвет). Если охлаждение происходит постепенно, металл успевает разложиться на железо и углерод, и его кристаллическая решетка возвращается в его первоначальное состояние. Однако, если охлаждение происходит быстро, кристаллическая решетка стали остается такой же, какая была в нагретом состоянии. Причина появления кривизны на правильно закаленном японском клинке заключается в том, что карбид железа, формирующийся во время нагрева и сохраняющийся при охлаждении, имеет меньшую плотность, чем у составляющих его элементов по отдельности.

После того, как клинок выкован, он должен быть отполирован. Полировка клинка занимает от одной до трех недель. Полировщик использует все более тонкие полировальные камни, пока клинок не станет зеркальным; этот процесс называется глазированием. Это делает клинок крайне острым и уменьшает его лобовое сопротивление, облегчая тем самым разрезание. Искривление клинка так же способствует увеличению его режущих способностей.

Использование катаны

Уникальная конструкция катаны, в частности ее острота, требуют весьма много предосторожностей при обращении с ней. Несоблюдение этих предосторожностей может привести к повреждению катаны или нанесения себе ранения.
Техники фехтования с катаной

Существует несколько техник использования катаны:
Баттодзюцу – искусство обнажения меча
Иайдо - это искусство внезапной атаки или контратаки
Iaijutsu – искусство фехтования мечом на вытянутой руке
Кэндзюцу – искусство владения мечом. Эта техника появилась около 9 века, когда в Японии появился класс воинов.
Синкэндо - искусство владения мечом. Эта техника была создана в 1990 году в США Тосисиро Обатой.

Хранение и обслуживание катаны

Если катану хранить ненадлежащим способом или неправильно обслуживать, она может стать безвозвратно поврежденной. Клинок должен храниться в чехле, искривлением вниз (лезвием вверх) для обслуживания лезвия. Чрезвычайно важно чтобы клинок был хорошо смазан маслом, припудренным и отполированным, поскольку естественная влажность рук может привести к ржавлению клинка, если его вовремя не очистить. Традиционно используется масло choji (99% минерального масла и 1% гвоздичного масла для аромата). Аналогично, при хранении в течение долгого времени необходимо, чтобы катана регулярно осматривалась и при необходимости хранилась в безвоздушной среде для сохранения клинка от ржавчины или плесени (плесень может появиться на клинке из-за наличия на нем остатков соли из масла, используемого при полировке катаны).

Схожие с катаной японские мечи

Учигатана, промежуточный меч между тати и катаной.
Кодати, часто называемый псевдояпонским термином чискатана или когатана и ошибочно обозначаемый как катана.
Ниндзято, более короткий, чем катана, меч, но имеющий рукоять того же размера и более прямой, с небольшим изгибом клинка. Так называемый «меч ниндзя». При том, что имеет более короткий, чем у катаны, клинок, ниндзято имеет ножны аналогичного катане размера, чтобы можно было обмануть самурая и неожиданно быстро извлечь меч из ножен.
Тати/нодати/одати, часто называемые псевдояпонским термином дайкатана, и ошибочно считающиеся катанами.
Вакидзаси, меч с коротким клинком, обычно носимый вместе с катаной в дайсе.

Перевод статьи Wikipedia Katana (авторы).

0

2

Кстати, могу добавить по теме, что изготавливает катану сразу несколько мастеров. Один мастер выплавляет сталь, второй выковывает сам клинок, третий занимается полировкой. Секреты технологии передаются из поколения в поколение и являются предметом гордости отдельных семей. Все работы производятся вручную. Сталь выплавляется из песка с высоким содержанием железа, сам процесс занимает около 3 суток. Для плавки выкладывается отдельная печь, которая в конце процесса разбивается. Старший мастер, управляющий всем процессом и руководящий работой нескольких подмастерьев, все время наблюдает за печью и даже не отдыхает и не спит. Только он может определить момент, когда появятся долгожданные признаки готовности стали. Печь разбивают, готовый расплав вытекает и застывает в виде отдельных кусков. После остывания куски сортируются. Мастер, занимающийся ковкой, приезжает и сам отбирает несколько кусков, из которых и будет выкована катана.
Про ковку повторяться не буду, а вот про полировку добавлю, что она также производится вручную особым полировочным порошком разной зернистости. Стоимость отдельных видов такого порошка может быть просто фантастической - буквально на вес золота. Полировка вручную - это тоже буквальное выражение. То есть, мастер берет порошок кончиками пальцев (безо всяких тряпочек и перчаток!) и полирует лезвие катаны.
После того, как катана пройдет все процессы изготовления и примет законченный вид, наступает самое интересное. Ну, естественно, в наше время этот обряд утратил актуальность, а вот раньше... Катана должна была пройти проверку на человеке. То есть, отрубить кому-нибудь голову. Чаще всего для этого использовали пленных. Приводили человека и р-р-раз! Голова покатилась. Считалось, что в этот момент дух убитого переходил в катану, и она оживала, приобретала собственный дух. Многим знаменитым мечам приписывали свои черты характера, считалось, что катана обладает своими какими-то привычками, предпочтениями. Например, один меч нельзя было обнажить просто так, он должен был обязательно пролить кровь. Иначе гнев меча мог обратиться на владельца. Ну и так далее...

0

3

Развиваем тему..))
http://s3.uploads.ru/Tyr3I.jpg

Сцена из 10 века:
мастер Мунэтика кует меч "ко-китсунэ-мару" ("лисенок")
при помощи духа-лиса. Гравюра Огата Гэкко (1873)

Мифы и заблуждения

Японские кузнецы с давних времен пользовались большим авторитетом. Японский император Го-Тоба (1180-1239), освоивший искусство фехтования, поделил всех кузнецов империи на классы-ранги. Мастера первого класса пользовались особыми привилегиями. До сих пор известны имена мастеров Масамунэ, Мурамаса: их мечам приписывалась сверхъестественная сила, благодаря которой они были могущественнее других клинков. Позднее, во время Сёгуната Токугава периода Эдо, катана стала называться «душой самурая». Впрочем, значительные военные конфликты к этому времени в Японии уже завершились, и в новом ригидном сословном государстве самураи должны были оправдывать свое особое положение путем размежевания с низшими слоями.

Одно из наиболее часто встречающихся заблуждений утверждает, будто клинковая сталь складывается несчетное количество раз, и тем самым якобы объясняются свойственные ей превосходные качества. Однако здесь путают число произведенных складываний и количество слоев. Количество слоев равно 2n, где n – количество складываний. Например, заготовка, сложенная 6 раз, имеет 26 = 64 слоя, а при 20 складываниях – уже более миллиона слоев. Кроме того, на Западе считается, что одновременно складываются как железные, так и стальные бруски, из которых затем выковывается меч. На самом деле здесь ошибочно смешиваются два разных процесса: складыванию предшествует предварительный этап – рафинирование, т.е. изготовление стальных слитков для лезвия и основы меча, которые затем свариваются, образуя заготовку для меча. Это заблуждение вызвано ошибочной аналогией с дамасской сталью, однако она изготавливается с применением совершенно иной техники.

Многократное складывание и последующая обработка нужны для достижения равномерного содержания углерода по всей длине клинка, т.к. изначально процент углерода в разных участках заготовки различен. Только так можно избежать появления трещин на мече и его поломки во время закалки и в процессе использования. Результатом этой обработки, ее побочным продуктом, является выступающая на поверхности клинка структура стали (хада) – иногда она похожа на текстуру дерева (мокумэ-хада и итамэ-хада). Со временем была сделана классификация различных типов хада по видам рисунка (например, аясуги-хада, масамэо-хада), поскольку они являются важным критерием при оценке продукта.

0


Вы здесь » Айкидо Ёсинкан (AYF) в Москве » История » История катаны